Страхи первоклашек

Несколько лет пролетело очень быстро, и вот ваш малыш уже готовится к поступлению в первый класс. Первые месяцы учебы будут очень тяжелыми не только для родителей, но и для детей. Необходимо будет привыкать к новому режиму жизни, к новой обстановке, к большому числу окружающих людей, с которыми нужно найти общий язык. Многие первоклассники очень тяжело адаптируются к новым условиям: дети часто болеют, не успевают по многим предметам, испытывают различные страхи, которые лишают их спокойствия и провоцируют неврозы.

Не все дети могут рассказать своим родителям о том, что на самом деле их беспокоит. Они замыкаются в себе, от чего страдают еще больше. Дети чаще всего молчат или плачут, жалуются, что не хотят идти в школу, потому что у них болит голова или живот. Очень редко они могут сформулировать причину своих детских страхов и объяснить это родителям. В этот довольно сложный период необходимо проявить терпение, постараться чаще разговаривать с ребенком, читать с ним книги, наладить тесную эмоциональную связь.

Бытовые страхи

В первые месяцы учебы большинство первоклассников испытывают, так называемые, бытовые страхи. Это, например, страх опоздать в школу или страх попроситься в туалет. К ним же относят страхи незнакомых помещений – столовой, лестницы, библиотеки, другого класса и т. п. Эти страхи со временем и при поддержке взрослых успешно преодолеваются. Важно лишь объяснять ребенку, что это нормально, выйти из класса в коридор или отправиться в столовую за булочкой. Часто малыши испытывают страх, что они неправильно соберут портфель или забудут какую-нибудь книгу, ручку или тетрадь. Поэтому первое время они носят с собой в школу много лишних, ненужных именно в этот день вещей. Постарайтесь в этом случае не ругать ребенка, собирайте вещи вместе с ним с вечера, а в школу выходите заранее, чтобы оставался еще небольшой запас времени. Через несколько недель первоклассник приобретает бесценный опыт и самостоятельно, без помощи психолога, забывает об этих проблемах.

Учебные страхи

Спустя некоторое время появляются страхи, связанные непосредственно с учебой. Изначально настроенный на успешную учебу ребенок, вдруг начинает осознавать, что у него не все получается так, как хотелось бы, некоторые домашние задания вызывают затруднения, ему тяжело усвоить урок. Появляется страх не понять объяснений педагога, страх быть вызванным к доске, страх нехватки времени, страх не справиться с тем, что получается у других, страх сделать ошибку и получить плохую отметку и т. п. Очень часто дети сильно переживают перед родительским собранием и испытывают настоящий стресс от осознания того, что учитель может рассказать родителям об их плохом поведении или неудовлетворительных оценках. Наиболее опасен страх того, что ты не оправдал ожиданий родителей и учителя, страх порицания и последующего наказания.

В некоторой степени эти страхи полезны, так как формируют у малыша чувство ответственности за совершенные поступки, а также добросовестное отношение к учебе. Но часто такие страхи становятся настоящим испытанием для ребятишек, они не могут с ними справиться самостоятельно и из-за этого испытывают серьезный дискомфорт. В преодолении подобных страхов очень важна поддержка родителей. Следует доступно объяснить ребенку, что не все могут учиться на «отлично», что важно стараться и постоянно работать над собой. Ни в коем случае нельзя ругать, а тем более наказывать детей за оценки, которые не соответствуют родительским ожиданиям, иначе вы можете полностью отбить желание учиться.

Социальные страхи

Это страхи, которые связаны с социальной адаптацией детей в школе. Обычно в класс набирают около 20 учеников. Все они имеют свой характер и свои привычки, отказаться от которых бывает порой очень сложно. Важно научиться находить общий язык со всеми окружающими людьми, с одноклассниками и учителями. Многие дети испытывают страх, что одноклассники не захотят с ними общаться, что их будут обижать или дразнить. Родители должны дать понять ребенку, что, если он будет настроен благожелательно ко всем, то и остальные будут относиться к нему также.

Если вы видите, что ребенок приходит из школы не в настроении, он испытывает стресс и тревогу, то обязательно следует поговорить с ним в спокойной обстановке, расспросить, как у него дела в школе, что произошло, рассказать, как можно изменить ситуацию. Нельзя допустить, чтобы школьник замкнулся в себе и не захотел с вами общаться. Расскажите ребенку о том, как вы учились в школе, как налаживали отношения с друзьями, вспомните какие-нибудь интересные и веселые истории из школьной жизни. Будьте другом своему малышу, и тогда он будет делиться с вами всеми своими переживаниями, а вы сможете помочь ему преодолеть все трудности.