Визит к логопеду: когда это необходимо?

Чтобы в будущем у ребенка не возникало проблем с речью, следует уделять внимание этому вопросу еще в раннем детстве. Многие родители ошибочно полагают, что обращаться к логопеду не стоит до тех пор, пока малышу не исполнится трех лет. Однако, это не так.

Понять, правильно ли формируются первые речевые навыки у ребенка можно еще в возрасте нескольких месяцев. Если ваш малыш не «гулит», никогда не кричит перед едой, не прислушивается к звукам и не реагирует на ваши слова, обращенные к нему, есть повод для визита к врачу. Ребенок в возрасте одного года должен произносить уже несколько слов, в 3 года связные предложения, а в 4 года пересказывать небольшие тексты и задавать вопросы.

Чем раньше вы начнете работать с ребенком, тем быстрее сможете достичь желаемого результата. Не обязательно каждый раз ездить на занятия к логопеду. Достаточно одного-двух уроков, чтобы врач обучил родителей основным приемам работы, а также разработал специальный комплекс упражнений для исправления дефектов речи.

В каких случаях необходима консультация врача-логопеда?

1. Если у вашего малыша в возрасте двух лет словарный запас составляет менее десяти слов.

2. В случае, если ребенок четырех лет не произносит или не достаточно четко произносит звуки родного языка: шепелявит, оглушает звонкие согласные, полностью не выговаривает некоторые звуки.

3. Если ребенок заикается, говорит очень медленно или очень быстро.

4. В том случае, если ребенок шестилетнего возраста плохо запоминает стихи, не в состоянии пересказать простой текст, неправильно проговаривает некоторые слова, нарушая их структуру.

5. Обязательно следует обратиться за консультацией к логопеду, если ваш малыш состоит на диспансерном учете у невропатолога с диагнозами «Поражение ЦНС», «Мышечная дистония», «ПЭП» и некоторыми другими.

Грамотный специалист при непосредственном контакте с ребенком может выявить имеющиеся нарушения речи и назначить адекватное коррекционное лечение, чтобы исправить произношение или стимулировать развитие речи. Своевременно выявленные дефекты можно полностью устранить за достаточно небольшой промежуток времени.

Существует много причин, которые приводят к появлению дефектов дикции и нарушению формирования правильной речи. Основные факторы, влияющие на развитие речевого аппарата ребенка:

• аномалии внутриутробного развития плода;

• травма в процессе родов;

• фактор наследственности;

• перенесенные инфекционные заболевания;

• серьезные травмы;

• анатомические особенности, которые препятствуют правильному произношению звуков.

Для того, чтобы ваш ребенок разговаривал правильно следует соблюдать некоторые правила в общении с ним:

• не искажать слова и не «сюсюкать»;

• называть предметы правильно, не заменять названия более простыми словами;

• не ругать малыша за ошибки в произношении, корректно исправлять их;

• общаться с ребенком чаще, читать ему книжки, учить стихи;

• строить общение в форме диалога, чтобы не только ваша речь звучала, но и ребенок мог высказать свои мысли и переживания;

• учить новые слова и объяснять детям их значение.

Чтобы стимулировать развитие речи можно выполнять ряд несложных упражнений в домашних условиях. Для развития мышц языка можно научить ребенка полоскать рот, надувать щеки, перемещать воздух от одной щеки к другой.

Также хорошо помогает развитие мелкой моторики рук. Предложите ребенку поиграть со «шнуровкой», застегнуть пуговицы на одежде, перебрать крупу, вылепить из пластилина маленькие фигурки или вырезать ножницами и склеить аппликацию, нарисовать детский рисунок. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем активнее развивается его речь.

Общайтесь с малышом, помогайте ему познавать мир, рассказывайте сказки и слушайте приятную музыку, и тогда визит к логопеду вам не понадобится.