Как правильно ругать подчиненных?

Прежде чем говорить о том, как правильно ругать подчиненных, следует понять, зачем это делать. Как ни удивительно, большинство руководителей критикуют (зачастую эмоционально) своих подчиненных вовсе не потому, что имеют склонность к самодурству и тирании, а по той причине, что хотят улучить результаты труда, не допустить повторения имеющихся ошибок в дальнейшем.

Но, чтобы эти цели были достигнуты, следует придерживаться определенного кодекса критики.

Критикуйте сразу или не критикуйте вообще

Во-первых, критика должна быть своевременной, что даст понять сотруднику, в чем его ошибка, а возможно, поможет даже в кратчайший срок исправить ее. Если же критика поступает с опозданием, это воспринимается чаще всего как придирки и срывание злости, что не способствует выработке конструктивных решений.

Критикуйте результат, но не человека

Какой бы ни была ошибка, говорить следует по возможности спокойно и в корректных выражениях. Не стоит возмущаться сразу, сначала нужно обрисовать подчиненному ситуацию в целом, а затем перейти к совершенным промахам. Кстати, психологи советуют говорить об имеющих место ошибках в прошедшем времени, что поможет поскорее от них избавиться. Кроме того, следует подбирать такие слова, чтобы негатив был направлен на ситуацию, а не на самого подчиненного, что скорее поспособствует его желанию оправдать ваши ожидания.

Критикуйте тет-а-тет

Любая критика воспринимается лучше при личном разговоре с глазу на глаз. К каждому сотруднику по возможности стоит поискать индивидуальный подход с учетом особенностей его характера. Да, это сложно, но это окупается не только построением доброжелательных отношений, но и, в первую очередь, повышением производительности труда. Во всяком случае, не стоит ругать руководителя низшего уровня перед его подчиненными. Это не только больно бьет по его самолюбию, но и снижает авторитет в коллективе, что не лучшим образом скажется на результатах работы.

Критикуйте, вникая в ситуацию

Не рубите сплеча, дайте возможность сотруднику исправить ситуацию. Особенно это касается тех ситуаций, когда ошибка была совершена впервые, а также новых неопытных сотрудников. Вспомните, что когда-то и вы не имели опыта работы, мечтая о том, чтобы вам дали шанс проявить себя, заслужив повышения по службе. Выслушайте своего подчиненного, спросив о том, что он думает о сложившейся ситуации и возможных вариантах выхода из нее. Узнайте мотивации и причины, побудившие данного сотрудника поступить именно так, а не иначе, поинтересуйтесь всеми сопутствующими обстоятельствами. Иногда в ходе такого разговора выясняются важные детали об интригах, сплетнях и противостояниях в коллективе, что поможет вовремя разрешить конфликт и не допустить снижения качества работы.

Критикуйте строго, если это необходимо

Если же ошибки повторяются, критику стоит ужесточить, возможно, даже прибегнуть к взысканиям. На некоторых сотрудников лучше действует доверительный разговор и ощущение поддержки, а некоторым помогает прийти в себя и тонизироваться публичный выговор с разбором полетов. Но в любом случае воздержитесь от использования нецензурных выражений и излишней эмоциональности. Критика, которую вы произносите четко и ровно, подействует скорее, а также поможет сохранить вашу репутацию делового человека.

Критикуйте, не забывая о планах на будущее

Заканчивайте разговор о допущенных подчиненным ошибках постановкой новых целей и задач, правильно мотивируя его. Покажите, что вы верите в то, что промахи будут исправлены, и следующее задание будет выполнено максимально эффективно и в срок. Такая вера в сотрудника будет для него отличной мотивацией.