Каждый день мы ходим на работу, неважно в офис или на завод. На своем рабочем месте человек постоянно сталкивается с различными людьми, коллегами или заказчиками. Так как каждый из нас личность, со своими положительными и отрицательными чертами характера, то в процессе общения неизбежно возникновение конфликтных ситуаций.
Кто-то ругается с начальством, кто-то с сотрудниками, а кто-то не может найти общий язык и с коллективом, и с приходящими по рабочим вопросам посторонними людьми. Очень важно научиться правильно вести себя в конфликтной ситуации, а также уметь находить выход из нее.
Обычно, конфликты на рабочем месте носят вертикальный и горизонтальный характер.
Вертикальные конфликты
Вертикальные конфликты – это конфликты, в которых участвуют подчиненные и начальство. Такие ситуации могут возникнуть, когда одни недовольны действиями других. Например, начальнику не понравилось, как вы выполнили задание, и он отчитывает вас на планерке. С вашей точки зрения, все было сделано идеально, а претензии руководства не что иное, как придирки с его стороны. Бывает и наоборот, когда подчиненный недоволен своим руководителем.
В основном такое случается при распределении работы или при непосредственной оценке результатов труда. Бывает, что конфликт вызван несоответствием возложенных на человека обязанностей его должностной инструкции. В этом случае следует предъявить распечатку с вашими непосредственными обязанностями и предложить взять для дополнительных работ нового сотрудника, или же потребовать повышения оплаты труда.
Иногда вертикальные конфликты возникают с приходом на руководящую должность нового человека, который старается ввести какие-то свои правила – курить строго в определенное время, носить деловые костюмы и т. п. Агрессивно настроенные сотрудники не желают подчиняться и поднимают «восстание», которое редко заканчивается их победой, так как начальство практически не идет на уступки.
Конфликты с начальством в основном не имеют конструктивного решения и в большинстве случаев заканчиваются увольнением сотрудников. Единственным выходом из сложившейся ситуации является компромисс с обеих сторон. Начальник слушает подчиненных и идет на некоторые уступки, а те в свою очередь принимают новые правила игры.
Горизонтальные конфликты
Горизонтальные конфликты возникают между коллегами, которые находятся в одинаковых условиях и не подчиняются один другому в плане работы. Чаще всего эти конфликты возникают на почве личной неприязни или по формулировке «не сошлись характерами».
Горизонтальные конфликты могут возникать по самым разным причинам. Например, из-за карьерной зависти, в результате личной обиды (не поделились секретом, не оказали помощь, забыли пригласить на ДР и т. п.) и по материальным вопросам. Причиной горизонтального конфликта косвенно может стать начальство, когда выделяет кого-то в «любимчики».
Чтобы в коллективе всегда была приятная спокойная атмосфера, руководство должно различными способами пытаться сплотить сотрудников. Очень хорошо помогают для налаживания отношений совместные корпоративы, тимбилдинг, включающий различные тренинги и выездные мероприятия. Если неприятная ситуация все же возникла, начальство не должно переходить на личности и занимать чью-либо сторону. Следует сначала выслушать всех участников конфликта, а после этого принимать решение.
В любом случае, при возникновении конфликтной ситуации, следует искать мирные пути решения вопроса. Поссориться, наговорить друг другу гадостей и уйти гораздо проще, чем сохранить дружбу, которая зародилась не за один день.