Школы для мальчиков, школы для девочек – есть ли смысл в таком разделении?

Все мы знаем о существовании в прошлом «классических» школ для девочек – институтов благородных девиц и школ для мальчиков – кадетских корпусов. Наши бабушки и дедушки также учились раздельно. И вот сегодня многими специалистами в области образования вновь поднимается вопрос о целесообразности возвращения раздельного обучения. На практике существует не так уж много отдельных школ для девочек и для мальчиков, но активно внедряются классы раздельного обучения, что, как считается, позволяет максимально увеличить плюсы такого образования и свести на нет его минусы.

То есть, мальчики и девочки вполне могут общаться на переменах, посещать вместе факультативные занятия, спортивные секции, внешкольные мероприятия, но учиться они должны раздельно.

Итак, рассмотрим подробнее, в чем же, собственно, и заключаются эти плюсы и минусы.

Немного о плюсах

Во-первых, как мы знаем, дело в биологических и физиологических причинах. Девочки отличаются большей старательностью и усидчивостью. Это в сочетании с более быстрыми темпами развития в младшем школьном возрасте дает им возможность учиться лучше, что, в свою очередь, отбивает у мальчиков желание заниматься, ведь их усилия все равно чаще всего остаются незамеченными на фоне соучениц. Более того, один из наиболее ярых защитников раздельного образования в России Владимир Базарный утверждает, что в смешанных классах мальчики начинают подражать девочкам, пытаясь перенять их прилежность и другие черты характера, в то время, как раздельное обучение позволяет сохранить мальчишкам решительность, смелость, самостоятельность и так далее.

Или, например, мальчики с удовольствием выполняют задания с элементами соревнования, это их подстегивает, в то время, как девочки в данном случае слишком эмоционально переживают возможные неудачи. Доказано, что в процессе обучения девочкам легче сделать выводы, если они вначале выполняли действие на практике, а затем слушали теоретические объяснения. Мальчикам же, наоборот, предпочтительнее начинать обучение с теории.

Во-вторых, имеют значение особенности восприятия учебного материала. Благодаря этому появляется возможность проходить более сложные темы, успевать изучить большее количество материала за одно и то же время.

В-третьих, в пользу отдельных школ говорят также особенности периода полового созревания и разные физические возможности. В частности, в тот момент, когда девушек начинают больше волновать внешность и чувства, в отдельных школах им проще сосредоточиться на учебе. На занятиях по физкультуре особо ярко проявляется отсутствие комплексов при выполнении тех или иных упражнений, что значительно повышает их результативность. Да и на других предметах нагрузка регулируется таким образом, чтобы избежать переутомления.

И немного о минусах раздельного образования

Вместе с этим понятно, что гендерные стереотипы в данном случае слишком преувеличены, не все мальчики и не все девочки одинаковы. Следовательно, еще больших результатов можно достичь, если применять в обучении индивидуальный подход пусть даже в смешанных классах.

Кроме того, важно учитывать и такой момент, что школа дает не только знания, но и очень важные навыки общения в коллективе. При раздельном обучении уже взрослые юноши и девушки могут иметь проблемы в общении с противоположным полом, ведь за стенами школы мир не делится по гендерному признаку.

Таким образом, большинство исследователей сходиться на том, что качество обучения в целом не зависит от того какая школа – смешанная или отдельная. Поэтому каждый родитель должен сам решить, в какую школу определить свое чадо: в обычную смешанную или искать экспериментальную с раздельным обучением. Главное при этом не забывать прислушиваться к мнению собственного ребенка и учитывать самооценку личности детей.