Приучаем детей к порядку

Казалось бы, главный ответ на вопрос: «Как приучить детей к порядку?» очевиден: своим собственным примером. Но это далеко не все, есть еще ряд не менее важных моментов, на которые следует обратить внимание в том случае, если вы хотите приучить своего ребенка к аккуратности.

Заметим, порядок в доме, как и распорядок дня, большинству детей просто необходим, поскольку вселяет в них уверенность и спокойствие. Другое дело, что дети могут вкладывать в слово «порядок» отличный от взрослых смысл. И здесь уже придется поработать родителям и другим членам семьи, чтобы прийти в итоге к общему мнению.

Вместе веселее!

Начинайте убирать вместе с ребенком, постепенно делегируя ему все больше полномочий в поддержании порядка в том, что касается его личных вещей и личного пространства. При этом малыш должен четко знать, где какие вещи должны лежать и эти места должны быть доступны ребенку.

Не отбивать желание!

Второе, о чем следует сказать, это важность того периода, во время которого ребенок старается подражать взрослым. Он начинается примерно с полутора лет. Малыш вслед за мамой берет веник, швабру, пытаясь подмести и вымыть пол. Он упорно ставит игрушку на место и может плакать, если это не удается. Даже если толку от попыток ребенка мало, а беспорядка от его усилий еще больше, чем было, не переживайте.

Лучше потом тихо и незаметно сделать все так, как необходимо вам, но не отбивать у ребенка сразу охоту к поддержанию порядка. Включайте уборку комнаты или уголка малыша в ежедневные дела, и тогда он будет воспринимать ее как само собой разумеющееся, также как и купание или завтрак, к примеру. Здесь есть одно важное правило, которое говорит о том, что уборка не должна прерывать игру. Поэтому заранее предупредите ребенка, что он должен будет собрать вещи после того, как доиграет.

А что же делать, когда чадо подросло?!

В школьном возрасте ребенок, взрослея, проявляет свою самостоятельность, стремясь организовать пространство комнаты, где он живет, по-своему, так, чтобы было уютно ему. Не мешайте и не навязывайте ему собственное мнение. Можно лишь деликатно и ненавязчиво отговаривать от идей, которые вы не приемлете совершенно, например, от раскрашивания ламината маркерами. Так может продолжаться до тинейджерского возраста, когда у ребенка появляются не только детские мечты, но и какие-то свои тайны. Тут два варианта, никому не разрешая убирать в своей комнате, ребенок либо делает это сам, либо, чего родители не любят больше всего, и сам перестает наводить порядок.

В этом случае можно задействовать несколько приемов. Во-первых, стоит четко формулировать задачу. Например, не «Убери в своей комнате!», а «Сложи диски!», не «Помоги мне на кухне!», а «Помой посуду!». Разумеется, не забывайте говорить: «Пожалуйста!» и обязательно хвалите за выполненную работу так, чтобы он чувствовал вашу материнскую любовь. Не запрещайте при этом своему подросшему ребенку слушать любимую музыку, предложите ему свою помощь. В этом возрасте ребенок уже может убирать не только свою территорию, но и, чувствуя себя членом семьи, выполнять другие задания, к примеру, пылесосить и вытирать пыль в гостиной, готовить простые блюда для всех домашних.

Подытожив все вышесказанное, заметим, что ребенок должен понимать, зачем необходимо наводить порядок. Во-первых, порядок вокруг себя способствует упорядочиванию мыслей, образа жизни и так далее, в то время, как хаос не лучшим образом сказывается на состоянии и развитии. Во-вторых, ребенку придется столкнуться к взаимодействию с другими людьми вне семьи. И аккуратность при этом является одной из главных положительных характеристик.